Морская живопись


Живописцы, которые внесли значительный вклад в мировую и российскую культуру,
чьи образы запечатлены в произведениях живописного искусства на морскую тему.

Мари́на (фр. marine, итал. marina, от лат. marinus — «морской») — жанровая разновидность изобразительного искусства, в котором предметом изображения являются морские виды, а также сцены морских сражений, штормов, кораблекрушений или иных событий, происходящих на море. В качестве самостоятельной разновидности пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII века в Нидерландах. Это было связано с важной ролью моря в жизни голландцев, умелых мореплавателей и торговцев.

Марини́ст (mariniste) — художник, пишущий марины. Яркие представители подобной живописи — англичанин Уильям Тёрнер и Иван Константинович Айвазовский, написавший около 6000 картин на морскую тему. Во Франции существует официальное звание «художника Морского флота», присваиваемое министром обороны выдающимся художникам-маринистам.

интерактивная картина И.И. Пшеничного "Отечества достойные сыны"
«Пейзаж, есть такая принадлежность живописи, в которой нуждаются все отрасли художества; исторический живописец одинаково со специалистом-пейзажистом. Мы часто видим, как в картинах, хорошо задуманных и прекрасно исполненных, портит целостность произведения недостаток пейзажа и перспективы».
Алексей Петрович Боголюбов
Художник Главного морского штаба
Выпускник Морского кадетского корпуса 1841
Художники-маринисты Российской империи
В XIX - начале XX в. в  военно-морском Учетном отделе Главного морского штаба (ГМШ) Морского министерства была предусмотрена функция художественного обеспечения морской деятельности, и, соответственно, штатные должности живописцев. Живописцами ГМШ становились профессиональные художники, уделявшие в своем творчестве значительное внимание флотской и исторической тематике, отмеченные успехами и признанием общественности на ниве приумножения морского художественного наследия России.

Звание морского живописца, с правом ношения мундира морского министерства, имели художники с мировым именем:

Художники постоянно участвовали в походах кораблей и  военных действиях на море. Творческие задачи носили различное содержание: от подготовки изображений исторических пейзажных баталий, портретов морских деятелей и героев сражений, до детального описания берегов и гидрографического оборудования при составлении морских лоций. Живописцами ГМШ выполнялась также  подробная художественная летопись официальных заморских визитов.  В этот период были созданы десятки высоко- художественных произведений, ставших поистине бесценными предметами морского исторического наследия страны.  Имена живописцев ГМШ стали широко известны, а их работы признаны в качестве образцов профильного жанра на мировом уровне. Картины, как правило, выполнялась по заказу Морского министерства для Морского корпуса и Военно-морского музея. Значительная часть полотен приобреталась лично Государем и членами царской семьи.

Айвазовский Иван Константинович

(1817–1900)

Выдающийся русский живописец, художник-маринист. Один из самых известных маринистов XIX века, коллекционер и меценат. Живописец Главного морского штаба (с 1844), действительный тайный советник. Академик (с 1845), профессор (с 1847) и почётный член (с 1887) Императорской Академии художеств; почётный иностранный член ряда художественных обществ европейских стран. Младший брат историка и архиепископа Армянской церкви Габриэла Айвазовского.

В 1845 году морская географическая экспедиция под руководством Ф. П. Литке, в составе которой был Айвазовский, отправилась к берегам Малой Азии. Тогда Константинополь покорил художника. После окончания экспедиции он написал большое количество работ, в том числе и с видами Константинополя.

Беггров Александр Карлович

(1841-1914)

Русский живописец и акварелист немецкого происхождения, сын литографа Карла Беггрова; маринист, последователь академической школы, близкий к реалистам. Академик (с 1899) и почётный член (с 1912) Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1876; экспонент с 1874). По окончании училища в 1863 году в чине прапорщика Корпуса инженер-механиков поступил на службу на Императорский Балтийский флот. Отправился в первое плавание на фрегате «Ослябя», а затем на фрегате «Александр Невский». При возвращении в 1868 году «Александр Невский» потерпел крушение у берегов Дании и затонул. Ставший свидетелем кораблекрушения и спасшийся с большей частью остального экипажа, Беггров познакомился со своим будущим наставником, художником главного морского штаба маринистом Алексеем Боголюбовым, которому были заказаны две картины, изображавшие гибель фрегата. Чтобы их создать, пожилой художник черпал информацию из эскизов и рисунков Беггрова. В 1870 году знакомство с влиятельным художником помогло юноше в качестве вольнослушателя (своекоштного) поступить в Императорскую Академию художеств.

Боголюбов Алексей Петрович

(1824–1896)

Выдающийся русский живописец, художник-маринист. Художник Главного Морского штаба. Профессор Петербургской академии художеств. Член Товарищества передвижных художественных выставок. Лейтенант. Тайный советник. В 1835–1841 годах А. Боголюбов учился в Морском кадетском корпусе, по окончании которого он был произведён в мичманы. До 1850 года Боголюбов плавал на кораблях Балтийского флота, в том числе в заграничных плаваниях. В декабре 1850 года он был зачислен в класс художника М. Воробьёва «вольноприходящим». В 1851 году за две картины с изображением Кронштадтской гавани и наводнения в Кронштадте в 1824 году, поднесённые императору Николаю I, А. П. Боголюбов был награждён двумя бриллиантовыми перстнями. В 1853 году назначен художником Главного Морского штаба.

Ганзен Алексей Васильевич

(1876–1937)

Российский художник-маринист, профессор, коллекционер, художник Морского министерства России, надворный советник со старшинством, почётный член Попечительств детских приютов. Родился в Одессе в семье действительного статского советника Вильгельма Львовича Ганзена и дочери художника И. К. Айвазовского Марии Ивановны Айвазовской. С 1915 года состоял на службе по Морскому министерству как художник Главного морского штаба России.
Окончил Берлинскую и Дрезденскую Академии изящных искусств. Член Международной Ассоциации акварелистов, Ассоциации гравюры, Русского общества художников в Париже, общества «Товарищество художников». Приобретал картины русских и европейских художников. Открыл свою галерею в Одессе (1910—1917). В 1920 году эмигрировал из России и до своей кончины жил на вилле в Дубровнике, где продолжал заниматься творческой деятельностью.

Судковский Руфин Гаврилович

(1850–1985)

Российский художник-маринист, академик Императорской Академии художеств. Общее число картин Судковского весьма значительно, особенно если принять во внимание непродолжительность его художественной карьеры. Лучшими из них считаются: «Очаковская пристань» (находится в Русском музее), «Штиль» (там же), «Дарьяльское ущелье» (там же), «Ночь», «Прозрачная вода», «Бурное море», «Затишье» (в Третьяковской галерее), «Буря близ Очакова», «Полдень», «Рассвет до восхода солнца», «Ночью будет буря», «Кинбурнская коса после дождя», «Днепровские гирла», «Ловля сельдей», «Бой Весты с турецким монитором». Из менее значительных работ назовем: «Березанский залив», «На Финском заливе», «Лиман», «Тихий день», «Девятый вал», «Одесский мол», «Буря у Одессы», «Перед грозой», «Перед бурей», «Морской берег», «Волна», «Бурный прибой» и другие. Были у Судковского карандашные и акварельные работы, но они стоят значительно ниже его картин масляными красками.
Художники-маринисты Советского Союза
Студия имени М.Б. Грекова – единственное в мире творческое объединение военных художников. Студия хранит традиции русского и советского реалистического искусства, работает над произведениями батальной и патриотической тематики.

29 ноября 1934 года приказом Народного комиссара обороны СССР К.Е. Ворошилова была организована изомастерская самодеятельного искусства в память о первом советском художнике-баталисте Митрофане Борисовиче Грекове. В первые годы становления в изомастерскую зачисляли одарённых красноармейцев, которые продолжали проходить боевую и политическую подготовку, а занятия посещали в свободное от службы время. Наиболее талантливые ученики получали возможность поступать в художественные вузы. В 1938 году приказом командующего Московским военным округом С.М. Будённым изомастерская была переименована в Студию военных художников имени М.Б. Грекова.

С началом Великой Отечественной войны многие грековцы ушли на фронт вместе с маршевыми ротами. Всю войну художники Студии имени М.Б. Грекова находясь в действующей армии, продолжали фиксировать все увиденное и пережитое, что позволило достоверно и убедительно передать в дальнейшем живое дыхание грозного лихолетья. Работы на тему Великой Отечественной войны художников: Б.М. Неменского, Е.В. Вучетича, П.Т. Мальцева, П.А. Кривоногова, А.В. Кокорина, П.И. Жигимонта, В.К Дмитриевского вошли в сокровищницу национального искусства и стали классикой советской реалистической школы.

Послевоенный период в истории Студии стал периодом расцвета. Сложился коллектив профессионалов в различных областях изобразительного искусства, способных решать самые сложные творческие задачи, что и позволило осуществить проекты, которые и сегодня являются эталоном. Наиболее значимыми и масштабными проектами в истории Студии стали: панорама «Сталинградская битва», являющаяся центром мемориального ансамбля-музея «Сталинградская битва» в Волгограде, диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» в Севастополе, две самые крупные в СССР диорамы «Ясско–Кишинёвская операция» в Кишинёве и «Огненная дуга» в Белгороде, восстановление после пожара панорамы «Бородинская битва» Ф.А. Рубо.Во времена Советского Союза творческая деятельность студии была отмечена государственными наградами: орденом Трудового Красного Знамени и орденом Красной Звезды.

Студия военных художников-маринистов Военно-Морского Флота СССР в 1954 году была объединена с московской студией военных художников имени М. Б. Грекова. В эти годы художники-маринисты создали ряд значительных произведений живописи и графики, вошедших в экспозиции Центрального военно-мор-ского музея и других музейных собраний страны. В 1962 году приказом начальника Студии военных художников имени М.Б.Грекова Студия военных художников-маринистов Военно-Морского Флота СССР была распущена, но уже через год в 1963 году – по решению Главнокомандующего ВМФ была воссоздана на базе ЦВММ.

Боим Соломон Самсонович

(1899-1978)

советский художник, график, акварелист, педагог, профессор живописи Московского художественного училища. Учился на графическом факультете Вхутемаса в Москве (1922—1929). С 1929 иллюстрировал книги, выпускаемые «Детгизом» и другими издательствами, создавал произведения станковой графики на актуальные в то время историко-идеологические темы. С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году получил назначение в Кронштадтский дом Военно-Морского Флота где возглавлял работу по наглядной агитации. В 1942 году откомандирован в газету «Красный Балтийский флот» в Ленинграде. С 1943 года по 1945 год старший художник Политического управления Балтийского флота, в звании капитан административной службы. В 1944 году прошла его персональная выставка в Москве, где была показана серия литографий «Ленинград в блокаде» (1942—1943). С 1946 года по 1948 год преподавал в Московском областном художественном педагогическом училище памяти 1905 года. С 1946 года по 1978 год участвовал во всесоюзных художественных выставках. В 1978 году в Москве прошла его персональная выставка.

Бойко Павел Платонович

(1945-2021)

советский и российский художник-маринист, заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, руководитель студии военных художников имени М. Б. Грекова (1991—1998). Капитан 1 ранга в отставке, почётный член Союза художников России, вице-президент Российской ассоциации художников-маринистов , действительный член (академик) Международной академии творчества. Окончил Львовское высшее военно-политическое училище в 1969 году.

Пшеничный Игорь Павлович

(1938-2022)

Работы художника И. Пшеничного охватывает гигантский временной пласт от эпохи Петра Великого до новейшей истории. На полотнах предстают великие мореплаватели, составляющие славу нашего Отечества и их героические свершения. Начало подобным достижениям, во многом, было положено созданием 25 января 1701 года по указу Петра I Школы математических и навигацких наук. Она стала первой в России специализированной технической школой с базовой математической подготовкой, и до 1715 года являлась государственным учебным заведением для подготовки специалистов морского флота, судостроителей, геодезистов и других специальностей.

Яркин Владимир Петрович

(1939)

Заслуженный художник РФ. Выпускник Пензенского художественного училища имени К.А. Савицкого (1966). С отличием окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Академии художеств СССР (1974). Работал в творческой мастерской Академии художеств под руководством народного художника СССР, академика живописи В.М. Орешникова (1976-1979). В 1979 г. принят в Союз художников СССР. В студии художников-маринистов при Центральном военно-морском музее работает с 1979 г. «Я не мечтал и не думал стать худсжником-маринистом, — говорит Владимир Петрович, — но мне нравились маринисты Айвазовский, Боголюбов — поэты и романтики моря». В его произведениях отражена героика советских людей в период Великой Отечественной войны и жизнь современного Военно-Морского Флота.
Художники-маринисты Российской Федерации
Студия художников-маринистов Центрального военно-морского музея возродилась при ЦВММ в 90-е годы. В 2010 году Студия переименована в Мастерскую военных художников-маринистов.

Камертоном для творцов мастерской служат работы выдающихся русских маринистов – полотна И.К.Айвазовского, А.П.Боголюбова, А.К.Беггрова и других мастеров, хранящихся в ЦВММ. Богатая коллекция ЦВММ – одна из лучших в мире заставляет художников-маринистов стремиться к совершенству, всегда быть на профессиональной высоте.

Другим важным источником вдохновения для художников традиционно являются поездки на флоты и флотилии, знакомство с реалиями флотской службы, общение с моряками непосредственно на боевых кораблях и военно-морских базах.

Состав мастерской:

Бровкин Сергей Владимирович

(1967)

Обучался в детской художественной школе №1 в г. Шахты Ростовской области. В 1988 поступил в Ростовское художественное училище имени М.Б. Грекова на отделении «ДИЗАЙН». В 1992 написал серию натюрмортов на православную тематику и первую морскую баталию. С 1993 вел в средней школе изостудию и судомодельный кружок, оформлял интерьеры, увлекался иллюстрацией, полиграфией. В 2001 в Абу-Даби написал серию портретов шейха Заеда ибн-Султана Аль-Нахайяна и шейха Хамада бин Халифа Аль Тани с сыном. В 2003 оформил росписями и картинами ресторан «ТРОЙКА» и бар «ТЕТЧЕР» в отеле «ASCOTE» в Дубае. После поездки в Италию на остров Искья и Неаполь, морской пейзаж стал основой творчества. Член Союза художников России.

Дементьев Игорь Николаевич

(1954)

Член Союза художников СССР, член Союза художников РФ. Родился в Выборге Ленинградской области. В 1983 г. окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина, факультет живописи, мастерская профессора Б.С. Угарова. Является президентом Российской Ассоциации художников-маринистов по Санкт-Петербургу и Северо-Западу. В 2005 году был принят на работу в Студию художников-маринистов при ЦВММ, с 2016 года является руководителем Студии. В 2013 году получил благодарность от Главкома ВМФ РФ. Награжден медалями «Адмирал Кузнецов», «100 лет подводному флоту», «Ветеран холодной войны», «70 лет нелегальной разведке СВР», «300 лет ЦВММ». Картины Дементьева И.Н. находятся в 10-ти музеях России и зарубежья, онучастник республиканских, зональных и международных выставок. Работает в портретном и пейзажном жанре, маринистике и диорамном жанре.

Кусраева Марина Николаевна

(1980)

Художник-маринист, основоположник психовизионеризма – нового направления в искусстве на стыке живописи и психологии. Начала писать море в раннем детстве, впечатленная непередаваемой красотой морских пейзажей родного города Анапа. Годами наработанная техника письма позволяет создавать реалистичные полотна, глядя на которые можно услышать шум волн и почувствовать соленый запах ветра. Будучи профессиональным психологом, Марина в своем творчестве поднимает вопросы самопознания, трансформации мышления, преодоления страхов. Художник посредством узнаваемых образов предвосхищает вероятные сценарии развития будущего мироустройства через призму развития психологии личности, сознательные и бессознательные явления человеческой психики, включая чувства, мысли и эмоции.

Лаханский Виталий Павлович

(1949)

Окончил Дальневосточный институт искусств, факультет живописи в 1971 гг. С 1980 г - член Союза художников СССР (с 1992 - Союза художников России). В 2007-2016 г.г.- председатель Находкинского городского отделения ВТОО «Союз художников России». Основные работы находятся – Министерство культуры Российской Федерации Приморская государственная картинная галерея; Приморский государственный объединенный краеведческий музей им. В.К. Арсеньева; Читинский областной художественный музей; Красноярский краевой музей им. В.Сурикова, Музейно-выставочный центр г. Находка; муниципальная галерея «Вернисаж» г. Находка; Галерея «Материк», Китай, г.Харбин, Галерея им. Ван Тун Чжэня, Китай, Харбин, Интернационал АРТ – галерея, Япония, г. Токио; галерея Гали Ганей, Франция, г. Марсель; галерея Като, Япония, г. Отару. С 1982 г. живет и работает в г.Находка Приморского края. С 2016 г. живет и работает в г. Москве. Основные темы творчества: пейзаж, морской пейзаж, городской пейзаж, натюрморт, портрет.

Спиридонов Вадим Владимирович

(1959)

Военно-морской офицер-подводник, капитан 1 ранга. Окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского Комсомола (1981). Службу проходил на различных командных должностях в 1 Флотилии, 33 дивизии АПЛ КСФ. Участник пяти боевых служб. Отмечен государственными наградами.
После увольнения в запас закончил Московский государственный академический институт имени В.И. Сурикова. Член Союза художников России, Московского союза художников, член-корреспондент Международной Академии культуры и искусств, Петровской Академии науки и искусства. Художественный руководитель творческого объединения художников "Мастерская морской и батальной живописи им. А.П. Боголюбова". Основная цель создания мастерской - дальнейшее развитие традиционной русской живописной школы в жанре исторической морской и батальной тематики, привлечение талантливых художников для участия в проектах, связанных с военной историей и сохранением морского наследия страны.

Тронь Андрей Анатольевич

(1960)

Заслуженный художник Российской Федерации. Родился в Ленинграде, в семье морского офицера. В 1982 году окончил художественно-графический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена. График. В Центральном военно-морском музее работает с 1984 года, с 1990 по 2000 год являлся главным художником музея и работал над совершенствованием архитектурно-художественного облика экспозиции ЦВММ.
С 2000 года — художник студии художников-маринистов при ЦВММ. Главное направление в творчестве художника — историческая реконструкция. Во время дальних плаваний, совершенных на кораблях Военно-Морского Флота, А.А. Тронь хорошо изучил службу, жизнь и быт военных моряков. С 1991 года состоялось более 20 персональных выставок художника в России и Германии. В 2004 году как автор и иллюстратор он опубликовал две книги: «Балтийский флот» и «Русско-японская война 1904-1905», а в 2007 году книги «Цусима. Хроника-реквием», «Корабль - четыре времени года», «Морской музей России».

Чередов Сергей Вячеславович

(1983)

Выпускник Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова,, архитектор. В настоящее время является заместителем директора и преподавателем ГБПОУ "ПХУ им. К.А.Савицкого. Проживает и творит в Пензе. Член "Морского Арт Клуба" и "Союза архитекторов России", а также Общественного совета при Главном управлении МЧС России по Пензенской области и ПРОО "Российский Союз Ветеранов". Участник многочисленных персональных и коллективных выставок (2020-2025). Автор публикаций в СМИ (2009-2025). Картины Сергея Чередова находятся в собрании Пензенской областной картинной галереи им. К.А. Савицкого, ГБПОУ Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого, Доме журналиста г. Москва и частных коллекциях. Женат, имеет 2 детей. Хобби и увлечения: моделизм, конструирование



Живописные портреты российских морских офицеров